Генеральный директор АО “РОСАВА” Александр Далиба рассказал Корреспонденту , почему так важно иметь в Украине сильного отечественного производителя шин.
А также о том, почему выпускаемые предприятием шины покупают автовладельцы в странах ЕС и сотрудники самой компании
Когда вы пришли на завод, с чего начинали? — На предприятие я пришел в марте 2005 года, до этого работал на соседнем заводе резинотехнических изделий в должности технического директора. В 2005 году меня пригласили именно под большой проект модернизации и преображения нашей компании. 2005 год был отправной точкой в модернизации “РОСАВЫ”, это были наши первые шаги.
Какой была “РОСАВА” тогда, на старте модернизации? — Это было достаточно стабильное и успешное предприятие, но все же довольно консервативное. Компания была уверена в своей успешности и в том, что так будет всегда. У “РОСАВЫ” был статус одного из лучших предприятий бывшего Советского Союза. Действительно, шины пользовались спросом на рынках экс- СССР и, более того, были в дефиците. Мы комплектовали ЗАЗ, Тольятти. Та шина была идеальной для советских и постсоветских авто. Но “РОСАВЕ”, как и любому постсоветскому предприятию, нужен был, скорее, не эволюционный, а революционный толчок к тому, чтобы произошли изменения.
Какими были первые шаги по модернизации в 2005 году? — Тогда мы начали модернизацию по двум направлениям. Первое — энергомодернизация, ввиду той ситуации, которая складывалась в энергетической сфере Украины. Нам нужно было стать максимально современным предприятием в смысле затрат на энергию, чтобы быть конкурентоспособными. Мы полностью поменяли подход к энергетическому обеспечению и построили собственную котельную. На тот момент самым современным было оборудование у немецкой кампании Viessmann — его и использовали. Кроме того, мы смонтировали новую компрессорную станцию с корейским оборудованием. Второе — это сами изделия, их качество и ассортимент. Это две связанные вещи, поэтому мы начали проводить модернизацию самой технологической цепочки. В результате первого этапа технологической модернизации нашего производства мы смогли сформировать ассортимент из 100 наименований шин. В том числе впервые мы сделали 16-дюймовую шину. Это был мини-прорыв, потому что до этого мы делали максимум 15 дюймов, и то они были в ограниченном ассортименте. Появились первые серьезные сдвиги, и наша команда поверила, что это возможно. Мы перешли ко второму этапу модернизации, который начался примерно в 2010 году.
В чем состоял второй этап модернизации? — Мы начали думать о масштабном выходе на европейский рынок. Мечта о Европе возможна только с европейским качеством, ассортиментом и подходом. Поэтому мы закупили лучшие сборочные станки компании Harburg Freudenberger, а также линию по выпуску гермослоя, позволившую нам полностью изменить конструкцию шины. В итоге наш ассортимент на втором этапе модернизации вырос до 150 типоразмеров (Сейчас их уже 250.) И что характерно: работники нашего предприятия — крупный покупатель наших же шин, то есть они активно покупают то, что делают, они верят в свою продукцию. Это показатель. В результате второго этапа модернизации в 2010 году появились шины, которые были уже вполне “европейцами”, — это линейка летних шин Premiorri Solazo и зимних Premiorri Viamaggiore. Это шины, которые нам дали шанс посмотреть не только в сторону наших северных соседей, но и сделать осторожные шаги в сторону Европейского Союза. Это именно те линейки, которые мы выпустили на новом оборудовании. Поработав 1,5-2 года и увидев потенциал, мы пошли дальше. Мы закупили шиносборочное оборудование компании VMI. Так совпало, что к нам на 45-летие предприятия приезжал премьер-министр Владимир Гройсман, а мы за три месяца до этого запустили этот шиносборочный станок. После того как премьер-министр обошел завод, выступая перед людьми, он сказал, что верит в то, что у таких предприятий, как наше, есть будущее. Почему он так сказал? Потому что у него, так же как и у всех нас, загорелись глаза, когда он стоял возле шиносборочного комплекса.
Шины — ответственный элемент в автомобиле. Как гарантируется безопасность продукции “РОСАВЫ”? — Безусловно, мы должны обеспечивать нашему потребителю 100 %-ную гарантию безопасности. Поэтому кроме испытаний, которым мы подвергаем наши шины в европейских центрах, проводим инспекцию качества продукции. И недавно закупили дополнительную линию немецкой компании Hofmann. И лишь после такой инспекции шины поступают на склад готовой продукции. Вот это направление, назовем его третьим этапом модернизации, дало возможность сделать те вещи, которыми это предприятие будет гордиться еще много лет.
А кроме гордости? — Системная работа и продвижение на дорогие, а потому интересные нам рынки. В августе 2016 года мы сделали первую 17-дюймовую шину, но не дали ее рынку, потому что, когда появляется новичок в конкурентной среде, проявляется агрессивная реакция на него. О нас начали говорить, под нас готовили определенные контрмеры. С августа 2016 года мы обкатывали 17-дюймовую шину где только можно — в Украине, в Европе, во всех испытательных центрах и стендах. Пока не убедились, что эта шина и есть то, что нужно рынку. И только тогда мы ее вывели на рынок. Сейчас у нас фактически есть уже линейка 17-дюймовых и 18-дюймовых. И скоро будут 19-дюймовые — это сверхоптимистичный сценарий. Кроме того, мы выпустили две линейки Solazo S Plus — летняя шина. И еще Viamaggiore Z Plus — зимняя. Украина получит прекрасную шину по прекрасной украинской цене. К лету мы покажем первую 19-дюймовую шину компании “РОСАВА”. И очень важный показатель отношения потребителя к нам — это то, что мы постоянно получаем запросы: “Когда дадите шины 21 дюйма на автомобили премиум-класса?” Я не говорю, что мы вот прямо сейчас придем и заберем весь премиум-сегмент. Но те, кто купил в кредит автомобили премиум-класса, получат качественный продукт.
Как в связи с модернизацией изменился портфель брендов? — У нас была ТМ ROSAVA. Сегодня в аграрном направлении — ROSAVA AGROS, а в легковом — ТМ ROSAVA и ТМ PREMIORRI. Последние модели в группе легковых шин ITEGRO и SNOWGARD — это суперсовременные шины, которые мы 2,5 года назад ставили на производство. Но сначала мы сделали линейки Premiorri Solazo и Premiorri Viamaggiore. Потом начали подтягивать бренд ROSAVA. И мы выпустили шину еще современнее.
Сколько шин экспортируется? — В среднем экспортируется около 45 % произведенного.
Почему клиент покупает шины ROSAVA? — Мы предлагаем лучшее соотношение цены и качества. Мы никогда не говорили: “Возьмите нашу шину, потому что она дешевая”. Мы должны предоставить клиенту высочайшее качество. Когда проводят тесты, мы среди множества предприятий занимаем разные места. Но мы всегда занимаем первое место по лучшему соотношению “цена — качество”.
Многие руководители жалуются на отток специалистов. Чем вы удерживаете своих? — Одной зарплатой невозможно. Наш коллективный договор занял первое место среди предприятий с численностью персонала от 1,5 до 5 тыс. человек. Более того, мы его модернизируем. Мы не можем сегодня платить по несколько тысяч евро. Люди, которых мы ценим, получают хорошую зарплату. Не 2 тыс. евро, но хорошую. Уверяю вас, что это главный, но не самый важный вопрос. У нас есть огромное количество вещей, с помощью которых мы говорим человеку: “Мы тебя любим”. Скажем, идет ребенок в первый класс. Его родители могут купить набор для первоклассника, но лучше это сделаем мы. Родители могут взять отгулы, но мы даем им день оплачиваемого отпуска. Он может сходить в кафе с ребенком, но мы собираем их в Доме культуры, организовываем для них концерт. Люди в этот день должны не бегать и отпрашиваться, а посвятить весь день ребенку и этому прекрасному событию. Кроме того, мы даем сотрудникам несколько оплачиваемых часов в месяц, чтобы они могли сходить по каким-то своим частным делам. Дети наших сотрудников могут оздоровиться в лучших санаториях, как и их родители. Есть и туристические поездки, и корпоративные праздники. Есть поддержка и для детей-инвалидов. Мы оплачиваем различные нужды, покупаем медикаменты. За 2017 год на мероприятия социальной программы “РОСАВЫ” было потрачено 15 млн грн. Компания обеспечивает медстрахование сотрудников (50 % оплачивает предприятие, 50 % — сотрудники). Поэтому зарплата — это одно из направлений, которое входит в весь комплекс. Дал ли он сегодня результат, который бы я хотел? Пока что нет.
Какой именно результат вы хотите? — Чтобы молодые люди, возвращающиеся после учебы в университетах, приходили к нам на работу. Сейчас, когда студенты приходят к нам на предприятие, у них открываются глаза. Результат будет тогда, когда ко мне придут наши работники и приведут своих детей, окончивших университеты в других странах. Мы очень надеемся, потому что без новых идей, без притока молодых людей это все рано или поздно начнет притормаживать. Потому что свежая кровь — это будущее. Ведь почему для Украины так важна “РОСАВА”? Потому что наличие шинного бизнеса — это показатель уровня страны на экономической карте мира, как и наличие машиностроения либо авиастроения. Это показатель уровня страны. Мы прикладываем все усилия, чтобы стать одной из тех звезд, в которую люди поверят и сделают вывод, что можно не уезжать за границу, что в этой стране есть будущее