Фото: Marine Traffic Судно HHL Мississippi компании Hansa Heavy Lift встало на якорь в Керченском проливе
Две судоходные компании из Германии подозреваются в нелегальных поставках стратегической руды из Норвегии в Крым.
На прошлой неделе Евросоюз в четвертый раз продлил запрет и ограничения на поставки определенных товаров в Крым и Россию.
В Германии все еще не утих скандал вокруг компании Siemens, которая вопреки санкциям поставила в Крым турбины. Теперь под подозрение попали еще две немецкие компании — судоходные Hansa Heavy Lift из Гамбурга и Heinz Corleis KG из Штаде.
По данным журналистского расследования Deutschlandfunk, эти компании обеспечили доставку в Крым из Норвегии занесенного в санкционный список стратегической руды. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Как санкционная руда оказалась в Крыму
Две немецкие пароходные компании подозреваются в том, что они обходят санкции ЕС против России и Крыма.
Hansa Heavy Lift и Heinz Corleis KG должны были поставить ильменит — титанистый железняк, который применяется в военной сфере, в Россию, но вместо этого она оказалась в Крыму.
Судно HHL Мississippi компании Hansa Heavy Lift встало на якорь в Керченском проливе 23 ноября 2017 года, с 10 тысячами тонн титановой руды на борту. Он направлялся в российский порт Кавказ, однако слишком низкий Крымский мост его не пропустил.
Поэтому 10 тысяч тонн ильменита были прямо в море в несколько приемов перегружены на российское судно Нефтерудовоз-2. Точно такая же процедура повторилась несколько дней спустя с сухогрузом Callisto судоходной кампании Heinz Corleis KG.
В обход санкций. Как в США попал российский газ
Как заявил официальный представитель Hansa Heavy Lift Ганс-Йорг Симон журналистам Deutschlandfunk, пароходство предварительно все проверило и придерживалось памятки правительства ФРГ по контролю за экспортом.
«Ильменит в отношении России не подлежит никаким ограничениям. Мы ведь не в Крым отправились, и мы не знали, что конечный потребитель находится в Крыму», — сказал он.
Титановая руда используется для изготовления высококачественных красок, используемых в военной промышленности. В Крым из-за санкций ЕС она ни в коем случае доставляться не должна, отмечают немецкие журналисты.
Судно MS Callisto компнании Heinz Corleis KG несколькими днями позже, в декабре 2017 года, доставило еще больший груз в порт Кавказ вблизи Крыма. Теоретически этот грузовой корабль может взять на борт 25 тысяч тонн.
Оба немецких судна ходили под либерийскими флагами. Загруженная в них титановая руда была перегружена на рейде на российский грузовой корабль Нефтерудовоз-2, который затем отправился не в сторону российского материка, а в находящийся всего в 20 километрах крымского порта Камиш-Бурун.
Таким образом, стоящая на втором месте в списке запрещенных товаров титановая руда все-таки попала на аннексированный полуостров.
Немцы ничего не знали
Но как утверждают в пароходстве Hansa Heavy Lift, они ничего не знали.
«Конечно, мы ничего об этом не знали, потому что если бы знали, то тут же все прекратили. Мы и не могли знать, ведь по тому, что корабль вернулся через пару часов, нельзя сделать вывод о том, в каком направлении он двигался. А так как мы, как уже сказали, стояли на рейде, то до Крыма было так же близко, как и до порта Кавказ», — сказал он.
За транспортировкой руды в Крым следили активисты негосударственной организации Black Sea News, которая следит за тем, какие корабли и с какими грузами приближаются к Крыму.
Предположительно, в данном случае речь шла о тайной сделке, в ходе которой российская сторона ввела в заблуждение норвежского производителя и немецкие пароходства, которым принадлежат оба огромных грузовых судна, пишет Deutschlandfunk.
Им сообщили, что груз должен быть доставлен в российский порт Кавказ. Судоходные компании должны были проверить, что в РФ ближайший завод, на котором перерабатывают ильменит, находится за три тысячи километров от порта Кавказ — на южном Урале, где ее добывают.
Санкции против Крыма. Что запретили США и Евросоюз
В Крыму такое предприятие еще с советских времен находится в Севастополе, где базируются корабли российского Черноморского флота. Перерабатывающее предприятие — один из самых крупных налогоплательщиков региона, говорится в материале.
Heinz Corleis KG подтверждает, что в конце 2017 года выполнило заказ по транспортировки груза из Норвегии на Кавказ.
«Куда после разгрузки был доставлен груз дальше, нам неизвестно, и это не входит в зону нашей ответственности. В данном деле нет признаков нарушения санкций», — говорит компания.
Третья фирма, которая предположительно участвовала в нелегальной торговле титановой рудой для Крыма и тем самым нарушила санкции ЕС — норвежская Mine Titania Kronos, добывающая титановую руду недалеко от Йессинг-фьорда.
То есть там, где приняли груз на борт оба немецких судна. Против Mine Titania Kronos уже ведется расследование, как сообщило министерство иностранных дел в Осло, так как Норвегия присоединилась к санкциям ЕС в отношении России и Крыма.
Против обеих немецких пароходных компаний заведены уголовные дела. Прокуратура Гамбурга проверяет в настоящее время обстоятельства дел, так как нарушения санкций ЕС должны караться национальными государствами.
Санкции не нравятся не только бизнесу
Пресс-секретарь немецкого министерства экономики и энергетики Беате Барон на правительственной пресс-конференции 6 июля напомнила, что остаются в силе оба санкционных предписания ЕС — и в отношении Крыма, и в отношении России.
«Оба предписания адресованы предприятиям, которые обязаны проверять свои сделки на соответствие действующим правилам и их соблюдать», — заявила она и добавила, что нарушение санкционного режима чревато судебным наказанием.
Нарушителям грозят существенные штрафы, размер которых зависит от конкретного случая.
Siemens сыграла удивление. СМИ о турбинах в Крыму
Санкции ЕС не нравятся не только немецким коммерсантам, но и многим политическим деятелям Германии, особенно в ее восточных землях, то есть, бывшей ГДР, имевших традиционно обширные деловые связи с партнерами в России, пишет DW.
К их числу относится, например, Андреас Леммель из восточногерманской Саксонии. Он депутат бундестага от Христианско-демократического Союза — партии Ангелы Меркель, но все равно критикует санкционную политику канцлера.
«Во-первых, санкции легко обходить, во-вторых, мы уступаем рынки конкурентам, а, в-третьих, я не знаю ни одного случая, где санкции достигли бы той цели, ради которой они были введены», — говорит он.
Леммель хоть и не требует немедленно отменить санкции, но призывает «начать публичную дискуссию о том, что делать с ними дальше». Официальный Берлин к таким призывам глух, поскольку санкции вводил ЕС, а не Германия.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet