Фото: AP Российский истребитель пятого поколения Су-57
На авиабазе Хмеймим впервые были замечены российские истребители пятого поколения Су-57. Появление этих самолетов в сирийском небе стало ответом на полет американских F-22 и рекламной кампанией.
Россия впервые направила в Сирию многофункциональные истребители пятого поколения Су-57 с технологией стелс, который совершил свой первый полет лишь в декабре 2017 года.
В Пентагоне говорят, что не видят в переброске Су-57 угрозы для своих операций в Сирии.
Кроме Су-57 российская авиагруппировка в Сирии пополнилась четырьмя истребителями Су-35С, четырьмя штурмовиками Су-25 и самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.
Корреспондент.net разбирался, зачем Россия направила на Хмеймим истребители на стадии испытания и почему российская авиагруппа усиливается после третьего объявления президентом РФ Владимиром Путиным о выходе из Сирии.
Су-57 проходит проверку Сирией
Сообщение о переброске на авиабазу Хмеймим двух новейших самолетов появилось рано утром 22 февраля. Через пару часов были опубликованы кадры посадки истребителей на аэродроме.
Минобороны России официально не комментируют появление новейших истребителй в Сирии. Однако 8 февраля замминистра обороны Юрий Борисов объявил, что военные начали опытно-боевую эксплуатацию Су-57.
Новая Сребреница. Россия бомбит пригород Дамаска
«Мы берем Су-57 уже для опытно-боевой эксплуатации, а госиспытания первого этапа закончились», — сказал Борисов.
Как писала газета Известия, опытно-боевая эксплуатация означает, что на новых истребителях будет отрабатываться тактика их боевого применения.
На Хмеймиме замечены специально оборудованные ангары, которые в теории могут разместить до трех самолетов нового типа.
Ангары на российской базе в Сирии
Отметим, в начале прошлого года США отправили в Сирию свои истребители пятого поколения F-22, которые, как и Су-57, должны оставаться невидимыми для радаров. Тогда эту переброску сочли неожиданным шагом со стороны администрации президента США Дональда Трампа.
Появление Су-57 в Сирии стало ответом на полет американских стелс-истребителей, рассказал агентству РБК источник в Минобороны России.
Америка vs РФ в Сирии: Гибель генерала, помощь ИГИЛ
«Кроме того, есть задача испытать истребители в реальных условиях», — пояснил собеседник издания.
Су-57 (Т-50 ПАК ФА) — многофункциональный истребитель пятого поколения, предназначенный для уничтожения воздушных, а также наземных и надводных систем противника.
По предположительным расчетам, длина истребителя Су-57 составляет 19,7 метра, размах крыла — 14 метров, вес — 18,5 тонн. Экипаж — один человек. Максимальная скорость — 2,6 тысячи километров в час.
Истребитель сможет находиться в воздухе до шести часов и нести боевую нагрузку до 10 тонн. Кроме того, Су-57 способен нести вооружения класса воздух-воздух и воздух-земля.
Истребитель оснащен передовой системой бортового радиоэлектронного оборудования, способной самостоятельно вычислять динамику боя для оказания помощи пилоту.
Су-57 также оснащен «бортовой активной фазированной решеткой радиолокатора», что позволяет ему видеть воздушные, наземные и морские цели на расстояниях далеко за пределами большинства современных систем, отмечают СМИ.
Большая часть его характеристик засекречена. Стоимость программы разработки 2,8 миллиарда долларов.
Полноценные поставки Су-57 в российские войска должны начаться в 2018-2019 годах, а оснащение всех машин новейшими двигателями, которое позволит считать его истребителем пятого поколения, ожидается в 2023-2025 годах.
Прямыми конкурентами Су-57 считаются американский многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 и F-35 Lightning II.
Реклама и обкат
Американский военный эксперт, аналитик Центра военно-морской аналитики Сэмюэль Бендетт отмечает, что в действительности эти самолеты находятся в одном и том же весовом классе — обладают аналогичными характеристиками при проектировании и требованиями к полетам.
«Пока рано говорить, что какой-то из этих истребителей лучше. Это станет понятно, после того как российский самолет начнет выполнять разного рода миссии в поддержку российских вооруженных сил, как это делают F-22 и F-35. Какой из истребителей эффективнее, докажут только реальные военные миссии», — подчеркнул эксперт.
Российский Су-57 vs американский F-22
Российское Минобороны действительно прогоняет все опытные образцы через Сирию, напомнил РБК главный редактор журнала Экспорт вооружений Андрей Фролов. Помимо получения «реального опыта» для российской авиации это хорошая реклама, отметил эксперт. Рекламный ход рассчитан в первую очередь на Индию, считает Фролов.
Нельзя сказать, что машина готова — после испытаний может потребоваться время, чтобы исправить недочеты, объяснил Коммерсанту генерал-майор авиации Александр Руцкой.
«Сначала идут испытания обычные, потом войсковые. Этот самолет все абсолютно прошел. То же самое было и с истребителем Су-25. Я как раз и занимался тем, чтобы он был протестирован в боевых условиях Афганистана. Подобные испытания, прежде всего, проводятся для совершенствования систем наведения и боевого применения», — сказал он.
Обстановку в Сирии сейчас едва ли можно назвать спокойной — турецкая операция Оливковая ветвь в Африне обострила отношения между Анкарой и Дамаском. К тому же, в начале февраля один российский самолет уже был сбит — тогда боевики с помощью ПЗРК уничтожили Су-25.
Возможно, поэтому на видео два новейших истребителя Су-57 перемещаются с сопровождением, отметил директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
«Это зона боевых действий, и очевидно, что новую боевую технику, как бы она себя ни показала, нужно прикрывать. Когда она полностью «обкатается» и проявит себя в самых разных условиях, тогда и необходимость в этом отпадет. Сейчас лучше площадки для того, чтобы протестировать новое вооружение, не найти. Я удивляюсь, что этого раньше не сделали», — сказал он.