С чем связана популярность платежных терминалов в Украине, и как этот рынок адаптируется к реалиям cashless-экономики.
Безналичные платежи во всем мире переживают бурный рост. Это и неудивительно: ситуация с пандемией спровоцировала огромный спрос на онлайн-покупки и развлечения. По разным данным, объем глобального рынка электронной коммерции в 2020 году превысил 3,5 трлн. долл. А в 2021 году он может вырасти на 40% почти до 5 трлн. долл.
Украина тоже влилась в этот тренд. Но если в США и странах Западной Европы превалируют безналичные платежи с помощью банковских карт, Google Pay и Apple Pay, то украинские потребители продолжают активно пользоваться платежными терминалами для большинства повседневных операций: начиная с коммунальных платежей и заканчивая игровыми сервисами, а также банковскими транзакциями.
Во-первых, это удобно
Популярность платежных терминалов в Украине всегда была высокой. Причин тому несколько. Первая и основная — украинцы не спешат отказываться от традиционных «бумажных» денег. По данным Национального банка, доля наличных средств в денежной массе находится выше отметки 20%, а доля операций по снятию средств с карточных счетов превышает 40%. Вместе с тем, в структуре безналичных операций транзакции с помощью терминалов занимают почти 50%.
Вторая и не менее важная причина — простота и анонимность (в большинстве случаев) платежей. Терминал предусматривает очень понятный цепочку действий. Выбрал услугу, которую необходимо оплатить, внес купюру, получил подтверждение и, если нужно, распечатал чек. Нет никаких запутанных форм с данными, которые нужно заполнять, паролей, которые нужно запоминать и страха, что твои деньги кто-то перехватит по дороге к получателю.
Кстати, мошенничество — достаточно сильный фактор, который, как ни странно, играет в пользу терминалов. Ежегодно во всем мире владельцы банковских карт теряют около 25 млрд. Долл. от действий злоумышленников. Причем, очень часто это происходит по вине самих клиентов банков, которые невнимательно относятся к персональным данным и даже добровольно отдают мошенникам деньги, которые умело используют инструменты социального инжиниринга и психологического воздействия.
При операции в терминале риск кражи если не нулевой, то близок к этому. Потому что встроенный в терминал компьютер осуществляет прямую передачу данных на сервер оператора платежной системы по защищенному каналу. Кроме того, пользователь терминала не оставляет в ходе платежа «цифровой след», как это происходит при оплате в Интернете.
«Платежи принимает финансовая компания, владеющая программным обеспечением. Обрабатывают операции процессинговые центры, а платеж регистрируется в платежной системе, участником которой является та или иная терминальная сеть, где клиент оплачивает определенный сервис. Инкассацию наличных в терминале чаще всего осуществляют банки, которые имеют свой заработок по данной услуге. Что касается безопасности — клиенты не передает никаких карточных данных (даже при пополнении карты он вводит номер карты и номер телефона). Поэтому платеж в терминале можно назвать одним из самых безопасных на уровне Apple Pay и Google Pay, только с использованием наличных», — объясняет Дарья Котул, руководитель расчетного центра fintech-компании LeoGaming
Кроме того, операции с помощью терминала, как правило, осуществляются на небольшие суммы: средний чек, по данным НБУ, составляет не более 200 грн. Для сравнения, средняя сумма перевода с карты на карту — более 1400 грн. Поэтому внимание злоумышленников сконцентрирована в основном на карточных платежах.
В любом месте, в любое время
Терминальная сеть охватывает территорию всей страны. И не только крупные города, но даже самые маленькие населенные пункты. В целом, на начало 2021 в Украине насчитывается более 55 тыс. терминалов. Среди крупнейших игроков этого рынка компании EasyPay (14 тыс. терминалов), City24 (более 10 тыс. терминалов), iBox (почти 7 тыс. терминалов).
«Некоторые терминальные сети делают акцент именно на Киеве. Происходит это не только потому что столица является крупнейшим городом, но и потому что жители Киева имеют самые высокие требования к финансовой инфраструктуре. Однако, платежный терминал куда более важен для небольших городов и особенно сел. Банки редко открывают отделения в таких населенных пунктах, а порой и закрывают существующие. При этом привычка использовать наличные для оплаты в быту жителей небольших городов и сел очень сильная», — рассказывает Дарья Котул, LeoGaming.
Широкое покрытие — это еще один аргумент в пользу терминалов, поскольку потребителю не нужно бегать в поисках точки, где он может пополнить мобильный телефон или отправить деньги. С большой вероятностью, в минутах 3-5 ходьбы от дома обязательно найдется терминал. Это может быть большой торговый центр, продуктовый супермаркет, аптека или АЗС.
Не стоит забывать и о том, что на рынок платежных терминалов вышли банки. Они не только устанавливают собственные аппаратные комплексы (например, ПриватБанк), но и работают с небанковскими операторами процессинга (теми же EasyPay, iBox и т.д.).
С одной стороны, это расширяет перечень услуг. То есть, к привычным сервисам добавляются еще и чисто банковские. От этого, конечно, выигрывают потребители. С другой стороны, процессоры за счет такой кооперации получают дополнительный источник заработка.
Что касается сервисов, которые пользуются наибольшим спросом, это пополнение банковских карт и мобильного. Стабильно востребована оплата онлайн-игр. «Меняются игры-лидеры (сейчас это онлайн-магазин игр Steam), общее увеличение денежной массы слегка увеличивает средний чек, однако спрос среди геймеров стабильный. Украинская аудитория игроков предпочитает микроплатежи в free-to-play онлайн-играх, а не покупку обычных игр — хотя и этот показатель немного увеличивается. Из года в год люди меньше качают пиратские копии и чаще покупают игры», — говорит Дарья Котул.
Не отстают от других
Есть мнение, что рынок терминалов замер в своем развитии, а все инновации сконцентрированы в сфере диджитал-платежей. Но на самом деле, это не так.
Например, пару лет назад в терминалах появилась функция оплаты банковской картой. Это диверсификация инструментов платежа и расширение целевой аудитории. Для потребителя ничего кардинально не меняется. Он по-прежнему может проводить привычные для него операции (оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, осуществлять переводы), но при этом у него появляется возможность выбирать: внести в терминал купюры или воспользоваться картой. Это позволяет «зацепить» ту аудиторию, которая уже остыла к наличным деньгам и перешла на безналичные платежи.
Кроме того, 2021 станет отправной точкой для активного развития биометрических решений в терминалах. Будет массово применяться технология FaceID для авторизации в банковских сервисах и участия в программах лояльности, считывания QR- и штрихкодов с любых устройств, а также голосовое управление и поиск. Что важно, для этого не придется перестраивать терминальную сеть или серьезно переоборудовать уже действующие аппараты. В терминал просто интегрируется специальное устройство, способное выполнять упомянутые функции.
Все эти тенденции говорят о том, что терминальный бизнес приспосабливается к cashles-реалиям и требованиям потребителей. В то же время, платежные терминалы еще долгое время останутся удобным и безопасным способом конвертации наличности в безналичные платежи.
«Терминалы — одно из ключевых звеньев дистрибуции платежных услуг и будет им еще долго. Лучший способ понять это — 2020 и пандемия коронавируса. Бизнесы, пережившие 2020-й с положительными финпоказателями, просто не могут быть неэффективными», — считает Дарья Котул, руководитель расчетного центра fintech-компании LeoGaming