Третья экономика Латинской Америки стоит на пороге девятого дефолта за последние полвека. Уровень инфляции в Аргентине — один из самых высоких в мире.
Неподдающийся политическому урегулированию кризис с внешним долгом Аргентины, который может привести к дефолту, оказывает влияние на национальные валюты развивающихся стран, в том числе Украины. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Аргентина на пороге дефолта
Век назад Аргентина входила в десятку самых богатых стран в мире. Но 14 кризисов и восемь дефолтов за полвека истощили страну. Последние четыре года она пыталась выбраться из глубокой рецессии, но реформы утомили население раньше, чем принесли результат.
На предварительных президентских выборах действующий президент Маурисио Макри, обещавший стимулировать экономику либеральными реформами, проиграл левому кандидату Альберту Фернандесу.
После того, как стало ясно, что ориентированному на бизнес правительству Макри, вероятно, придется уйти после выборов в октябре, национальная валюта обрушилась и финансовый кризис усугубился.
Уровень инфляции в Аргентине — один из самых высоких в мире, за первую половину 2019 года он достиг 22 процентов. В первом квартале 2019 года экономика страны сократилась на 5,8 процента.
За прошлый год в Аргентине стало на три миллиона больше бедных. Из 45 миллионов населения каждый третий находится за чертой бедности.
С начала августа главный фондовый индекс страны Merval рухнул на 44 процента, что стало самым низким значением за последние два года. При этом нацвалюта республики обвалилась почти на 32 процента.
В конце августа, когда накопленный внешний долг превысил 100 миллиардов долларов и были получены почти все деньги МВФ, Аргентина объявила об одностороннем «перепрофилировании» долга.
Теперь Аргентина оказалась синонимом слов «кризис» и «дефолт». Экономисты опасаются, что страна вернется к жизни не по средствам и свернет реформы, под которые МВФ выписал рекордный кредит на 57 миллиардов долларов.
Запад рассчитывал, что Макри приведет в порядок третью по размеру экономику Латинской Америки, и потому возобновил кредитование Аргентины, перекрытое после дефолта 2001 года.
Аргентине в последние годы не хватает денег на привычную жизнь, но зарабатывать больше не может, поскольку ее экономическая модель постоянно приводит к одному и тому же результату — кризису.
Аргентинцы предпочитают тратить, а не копить, поскольку за последние десятилетия их деньги обесценивались по меньшей мере пять раз в результате радикальных девальваций и гиперинфляции. Песо они пытаются сразу менять на доллары и хранить их дома, а не в банке из-за низского доверия финансовым институтам.
Зная эту особенность инвесторы начали в спешке выводить деньги из Аргентины. Кроме того, Фернандес, который вероятно возглавит страну в октябре, является соратников бывших президентов Нестора и Кристины Киршнер.
Результатом их правления стали стагнация, инфляция, дефицит бюджета, отсутствие конкуренции. Но населению Киршнеры запомнились ростом доходов из-за масштабных субсидий и дотационной пенсионной системы.
До 2018 года Макри удавалось вести экономику к росту, но произошла худшая засуха за 30 лет, которая привела к существенному спаду производства и экспорта зерновых, в первую очередь сои, которая занимает четверть аргентинского экспорта.
Затем началась торговая война между США и Китаем, политические и экономические кризисы в разных странах, которые сильно снизили активность инвесторов: прошлый год оказался убыточным годом почти для всех типов активов.
Результаты предварительных выборов президента оказались шоком для инвесторов — те отреагировали беспрецедентной распродажей.
Рынок акций рухнул на следующий после выборов день на 48 процентов, евробонды за две недели свалились с уровней в 70-90 центов на доллар до 35 (что по сути предполагает очень жесткую реструктуризацию).
1 сентября Аргентина взяла под контроль движение капитала, ограничив покупку валюты частными лицами и компаниями и введя обязательную продажу валютной выручки экспортерами.
Опрошенные Wall Street Journal финансовые эксперты предлагают Аргентине провести долларизацию и ограничить деятельность Центробанка.
Именно долларизация в 2000 году спасла Эквадор при режиме Рафаэля Корреа (2007-2017 годы) от разрушительного экономического ущерба, через который прошла Венесуэла во время Уго Чавеса.
Долларизация пошла на пользу и другим латиноамериканским странам, включая Сальвадор, Панаму и Багамские острова.
Почему аргентинский кризис влияет на гривну
На курс гривны, которой предсказывают падение это осенью, влияет не только внутренние процессы, но и внешние.
Основным геополитическим риском для гривны является торговая война между США и Китаем, а также ослабление валют других развивающихся стран (EM), говорит руководитель украинского отделения международного брокера EXANTE Владимир Позний.
«Торговые войны подавляют промышленный рост во всем мире, что вызывает сокращение спроса на основное экспортное сырье Украины и тянет за собой ослабление валюты. В дополнение на повестку дня в августе вновь стали просачиваться настораживающие новости из Турции и Аргентины… Турбулентность валют развивающихся стран часто вызывает негатив для всего блока валют EM», — объясняет эксперт.
Портал Минфин объясняет, что угроза скорого дефолта Аргентины заставляет международные инвестиционные фонды пересматривать свои «аппетиты к риску», в частности, их портфели бумаг развивающихся стран, в том числе и Украины.
Часть спекулятивных вложений в Облигации внутреннего государственного займа Украины может быть быстро выведена с украинского рынка, что создаст дополнительное давление на курс гривны.
Неизбежное падение: курс гривны осенью 2019 года
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet