Для успеха, для быстрого возрождения экономики в регионе, для активного притока инвестиций, как показали итоги Чемпионата Украины по инвестициям, недостаточно быть поближе к западной границе или к столице.
Для этого бизнесу нужно суметь увидеть новые возможности. А местным властям нужно находить общий язык со всеми – и с локальным бизнесом, и с крупными инвесторами, и с центральными органами власти.
«Чемпионат Украины по инвестициям» – это проект, который был задуман командой Корреспондента и неравнодушными людьми из компании ДТЕК. Мы все видим, что Украине нужны инвестиции – и от иностранных инвесторов, и от отечественных. Потому что Украине нужен экономический рост минимум 7-8 % в год, иначе не будут расти доходы населения, иначе не сможет работать система социальных гарантий. А инвесторам нужны ориентиры, чтобы принимать решения и вкладывать деньги в украинские предприятия. Поэтому мы придумали и реализовали проект, в рамках которого оценивали активность и результативность действий местных властей по привлечению инвестиций в регионы.
Позиция местных властей по отношению к бизнесу очень важна. «Самое главное, что может сделать местная власть для любого инвестора, это гарантировать соблюдение понятных и прозрачных правил, которые действуют для бизнеса, – говорит Татьяна Оверина, директор по региональной политике ДТЭК. – При необходимости желательно содействие в прохождении сложных бюрократических процедур».
Там, где местные власти видят возможности, которые появляются в результате ускорения экономического роста, они занимают проактивную позицию, продвигая, конечно, интересы местных общин. «За последние несколько лет ДТЭК построил ряд объектов солнечной и ветровой энергетики, ввел в эксплуатацию новые газовые скважины, – перечисляет Татьяна Оверина. – Такие крупные проекты невозможно было бы реализовать без понимания нашими местными партнерами того, как развитие бизнеса способствует росту экономических и социальных показателей не только на локальном, но и на государственном уровне».
В свою очередь, условия ведения бизнеса очень зависят от социально-экономической ситуации в регионе. Наличие платежеспособного спроса, хорошее состояние инфраструктуры, продуманная местная политика по поддержке инвестиционной активности – все это кардинально влияет на возможности бизнеса зарабатывать прибыль и возвращать вложенные инвестиции. «ДТЭК работает в 11 областях, больше чем в 60 населенных пунктах Украины. Именно наш бизнес часто является драйвером привлечения инвестиций, наполнения локальных бюджетов, повышения занятости населения в этих регионах. С другой, мы понимаем, что стабильная работа наших предприятий также напрямую зависит от того, насколько сильными и успешными являются эти территории, – говорит Татьяна Оверина. – Поэтому ДТЭК разработал цивилизованную модель сотрудничества с местными общинами, основанную на взаимной поддержке и помощи ради достижения общих целей. Безусловно, в каждой области своя специфика, в зависимости от проактивности людей, потребностей региона и тому подобное. И в большинстве случаев нам удается находить общий язык».
Также считает крайне необходимой поддержку со стороны местной власти в конкретных случаях председатель депутатской группы «Киевская команда» в Киевсовете, предприниматель Сергей Гусовский: «Стоит выделить два аспекта. Первое, это track record – опыт успешных инвестиций. Истории успеха являются лучшим стимулом для того, чтобы шли новые инвестиции. Начинать можно с маленьких шагов, которые со временем дадут основания для привлечения более серьезных финансов. Второе и критически важное – это коммуникация. Местная власть должна четко донести, что она является надежным партнером. Это означает, что она гарантирует свою полную поддержку и будет стоять за инвестора горой в любых кризисных ситуациях».
Эксперт Украинского института будущего, экс-советник главы Днепропетровской ОГА Юрий Голик считает, что внутри облгосадминистрации нужно создавать проектные команды для сопровождения самых крупных, ключевых инвестпроектов: «Самый важный инструмент – это личная вовлеченность главы облгосадминистрации и его заместителей в процесс помощи инвестору. За каждым крупным инвестором должен быть закреплен один из замов, который отвечает за этот инвестиционный проект. По сути ОГА должна стать сервисной функцией для инвестора: помогать ему проходить всю бюрократию и все согласования. Иначе говоря, в ручном режиме создавать инвестиционный климат. Пока только так – в силу того, что орган местного самоуправления не влияет на законодательство и не может реформировать Геокадастр, ГАСИ (ДАБІ), инспекции и т. д. Должен быть прямой постоянный контакт инвестора и главы местной госадминистрации/мэра».
Татьяна Паламарчук, и.о. исполнительного директора Союза украинских предпринимателей (СУП), настаивает на том, что есть потребность и в поддержке местных предпринимателей: «Местным властям важно понять, что альтернативой привлечению крупного иностранного инвестора (что является более сложным процессом) может стать построение внутренней бизнес-среды: поддержка имеющихся предприятий и содействие созданию новых. Ведь местные предприниматели являются теми же инвесторами, поэтому это может стать удачным стратегическим решением. Что ожидает бизнес – безопасность, прозрачность и поддержка (не мешать бизнесу, а создавать условия для развития). Во многом результат зависит и от качества диалога между местной властью и бизнесом. Как показывает опрос членов СУП, встречи с властями были неэффективными для 70 % респондентов».
Представитель СУП рекомендует начинать с небольших шагов. Например, разместить все необходимые разрешительные и регулирующие документы, в том числе градостроительную документацию, онлайн. Хорошим решением будет разработка рекомендаций предпринимателям – инструкций для быстрого получения необходимых разрешений и согласований. Также есть смысл ввести электронное предоставление разрешений и согласований путем присоединения к общегосударственным системам электронных услуг или разработки их локальных аналогов.
Положительно повлияет на приток инвестиций, считают в СУП, уменьшение финансовых обязательств бизнеса перед местными бюджетами. Например, можно пересмотреть ставки местных налогов: для многих городов туристический сбор можно установить с нулевой ставкой, а единый налог для первой группы радикально уменьшить. Это решение почти не повлияет на доходную часть бюджета, однако даст возможность легализоваться тысячам предпринимателей. Также местной власти следует пересмотреть все действующие решения и установить на уровне 0,01 % размер паевого взноса на развитие инфраструктуры – ведь это один из коррупционных и неэффективных налогов.
Советы от министра
Оксана Маркарова, министр финансов
В последнее время повышается конкуренция за приход инвестора (особенно иностранного) не только между Украиной и соседними странами, но и между регионами Украины. Поэтому местным органам власти нужно усиливать свою способность работы с инвесторами, которые ищут, куда вложить деньги, а также самим искать инвестора для разработанных проектов-предложений.
Процесс организации работы местных органов власти должен основываться на том, что нужно бизнесу:
— понятность, кто является контактным лицом инвестора в местном органе власти (то есть четкое определение перечня уполномоченных лиц на месте);
— понятность направлений развития региона (то есть утверждение четкой стратегии развития региона, чтобы потенциальный инвестор понимал, что самое интересное для соответствующего населенного пункта/области, создание кластеров);
— удобные и быстрые административные услуги (в том числе о выделении земельного участка и разрешения на строительство);
— наличие соответствующей рабочей силы (а поэтому тесная работа с образовательными учреждениями, особенно ПТУ, создание возможных синергий с вузами и т. д.);
— доступность финансирования (изучение возможностей для софинансирования проектов – Государственно-частное партнерство, работа по международным финорганизациям по льготному финансированию, в частности МСП);
— доступная и качественная инфраструктура (с 2018 года местные органы власти играют важную роль при определении, какие дороги ремонтировать, а поэтому они должны это просчитывать, а также оценивать преимущества).
Как мы это делали
Конечно, мы обратились к облгосадминистрациям с просьбой рассказать о том, что они делают для создания комфортного инвестиционного климата в регионах. И еще начали работать с официальной статистикой, касающейся притока инвестиций, уровня средних зарплат, объема экспорта, объема валового регионального продукта (ВРП), темпам роста ВРП. Почему именно эти показатели? Потому что если с ними грамотно поработать, то можно оценить масштабы реального притока инвестиций в регионе. На базе этих показателей мы и строили рейтинги для Чемпионата по инвестициям.
Приток инвестиций. Это прямо-таки в лоб: чем больше приток инвестиций в расчете на душу населения, тем больший эффект для региона по части создания рабочих мест, уплаченных в местный бюджет налогов.
Средняя зарплата. Да, мы понимаем, что значительная часть зарплат выплачивается наличными, но даже официальные данные в большой степени показывают темпы появления новых рабочих мест и уровень оплаты. Это – зеркало, в котором отражается инвестиционная активность в регионе: чем выше – тем большим был приток инвестиций, даже тех, что не видно из официальной статистики.
Объем экспорта. Вроде бы косвенный показатель в смысле объема привлекаемых инвестиций, но очень важный. Если из региона идет мощный поток экспорта, значит расположенные здесь предприятия меньше зависимы от местных проблем и платежеспособного спроса внутри страны. И потому регион более интересен инвесторам, которых привлекают платежеспособные покупатели-физлица, а также предприятия. И, конечно, наличие солидных объемов экспорта означает, что в экспортоориентированные предприятия были вложены значительные средства.
Объем валового регионального продукта (ВРП). Это примерно то же, что ВВП, но для конкретного региона. И мы решили, что объем ВРП в расчете на душу – важный показатель, способный иллюстрировать объемы ранее внесенных инвестиций в регионе. Без инвестиций не бывает высокого ВРП.
Темпы роста валового регионального продукта. Это еще важнее, чем, собственно, сам ВРП на душу. Они ярче показывают последствия притока инвестиций в регион именно за последнее время.
Мы также интересовались такой информацией, как присутствие в регионе крупных международных корпораций и больших отечественных компаний. Их присутствие означает наличие налоговых поступлений в местные бюджеты, приличные зарплаты у большого числа занятых, заказы и подряды для местных предприятий. В общем, инвесторам это надо.
Мы также собирали данные о вновь построенных и запущенных с начала 2017 года предприятий. Конечно, многое могло ускользнуть и от наших глаз, и от облгосадминистраций, которые щедро делились с нами информацией. Тем не менее, удалось найти немало интересных новых предприятий – и это тоже хорошие ориентиры для инвесторов, присматривающихся к тому или иному региону.
А еще нас интересовала логистика. Наличие шоссейного и ж/д сообщения с ближайшими крупными экономическими центрами страны, а также морских портов означает комфортные условия для внешней и внутренней торговли. Доступность международного аэропорта также очень ценится инвесторами. И не только потому, что можно быстро перемещаться по миру, но и для доставки ценных коммерческих грузов. В общем, логистика очень важна: толку строить завод в глубинке, если привезти комплектующие и увезти готовую продукцию – целая проблема?
Собрав и проанализировав информацию, мы сформировали рейтинг областей и подготовили краткие инвестиционные обзоры по каждому региону в отдельности.
И о результатах
Украина – страна со все еще сильно централизованными государственными финансами. Да, эффект от политики децентрализации имеется, но процесс стартовал совсем недавно. Поэтому неудивительно, что первые два места занимают Киев и Киевская область. В столичном регионе и столице сконцентрированы не только центральные органы власти, штаб-квартиры крупных госкорпораций и частных компаний с украинскими акционерами, но и головные офисы «дочек» крупных иностранных корпораций. Понятно, что по этой причине у Киева и Киевской области высоки такие показатели, как ВРП на душу населения, средние зарплаты, приток инвестиций и объемы экспорта. В этих двух регионах очень сложно отделить вклад местных властей от влияния тех преимуществ, что дают столичный и околостоличный статус.
Полтавская и Винницкая области – третье и четвертое места. Они вырвались благодаря высоким темпам экономического роста, довольно внушительным показателям притока инвестиций, ВРП и уровня зарплат. Агросектор, пищевая промышленность, машиностроение и сборочные производства – это ключевые точки роста. А Полтавщина еще интересна развитой добычей полезных ископаемых – нефти, газа, железной руды.
Экономика Днепропетровской области росла медленнее, чем страны в целом, но ее вывели в первую пятерку чемпионата высокие показатели средней зарплаты, ВРП, притока инвестиций и экспорта.
Кто и почему рос – что показал Чемпионат
При подведении итогов Чемпионата по инвестициям выяснилось, что, по результатам 2018 года, восемь регионов показали темпы роста экономики в полтора раза выше, чем в среднем по стране (а это 3,3 %): Киевская область – 6,5 %; Винницкая – 6,4 %; Житомирская – 6,1 %; Ивано-Франковская – 5,8 %; Кировоградская – 5,8 %; Полтавская – 5,8 %; Черкасская – 5,7 %; Львовская – 5,4 %.
Причины таких результатов – привлекательность региона для инвесторов ввиду его удобного расположения и активность местных властей по стимулированию инвестиций.
В некоторых быстрорастущих регионах подъем экономики происходит на фоне довольно высоких уже достигнутых показателей – в Киевской и Полтавской областях валовой региональный продукт на душу населения превышает среднеукраинский показатель. Темпы притока инвестиций, отражаемых официальной статистикой, выше среднеукраинских лишь в этих же областях. Это свидетельствует о масштабных инвестициях крупного и среднего бизнеса в данных регионах. А в остальных рост экономики обеспечивают преимущественно малый и средний бизнес.
Из регионов-лидеров по темпам экономического роста средняя зарплата выше среднеукраинского показателя лишь в Киевской области. Что говорит сразу о двух обстоятельствах относительно других регионов, лидирующих по темпам экономического роста: есть возможность найти персонал за разумные деньги, но нужно учесть существенную долю неформальной занятости (той, чьи зарплаты официальная статистика не учитывает).
Восемь регионов, как было сказано, имели в 2018 году темпы роста региональной экономики в полтора раза выше средних по стране. Это примерно треть страны. И хороший ориентир для всех остальных. А еще – аргумент в пользу того, что и вся Украина может иметь темпы роста экономики 6-8 % в год. Украина вполне может стать восточно-европейским тигром – это уже доказано опытным путем.